Пятница, 25.09.2020, 00:16

Наша жизнь
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Авторские статьи

Главная » Статьи » Наши публикации » Авторские статьи

Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании дошкольников

Синицкая Елена Петровна

заместитель заведующей по ВМР

    Согласно ФГОС ДО содержание образовательной деятельности ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

  • социально коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

    В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    В 2014-2015 учебном году педагогический коллектив нашего детского сада определил одной из задач образовательной деятельности - совершенствование работы по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В рамках решения данной задачи большое внимание уделяется формированию у воспитанников патриотических чувств.

    Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в том числе и чувства патриотизма.

    Почти год в нашем ДОО функционирует муниципальная пилотная площадка «Развитие здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации». Здоровьесберегающая среда как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду является средством для реализации задач каждой из 5 образовательных областей. Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании дошкольников – это, прежде всего:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы для познавательного развития детей, приобщения воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  2. Творческий характер деятельности. Патриотическое воспитание без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач патриотического воспитания достигается использованием в НОД, совместной деятельности с детьми активных методов и форм обучения.
  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности по воспитанию патриотических чувств. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в данный вид деятельности, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  4. Построение деятельности по патриотическому воспитанию в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  5. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
  6. Осознание ребенком успешности в данном виде деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
  7. Использование здоровьесберагющих технологий, рациональная организация двигательной активности в ходе патриотического воспитания. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться лучшего усвоения воспитанниками социокультурных ценностей.
  8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, динамических поз, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

    Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании обеспечивает эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, членами своей семьи, ознакомления с достопримечательностями и традициями своего города, своей страны.

    Эффективно решать задачи патриотического воспитания с использованием здоровьесберегающей среды позволяет организация проектной деятельности.

    Темы проектов по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства являются не только социально значимыми, но и вызывают личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас». В соответствии с задачами патриотического воспитания определяются темы проектов. Совместными усилиями педагогов, детей и их родителей были реализованы проекты « «Моя семья», «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу», «Город мой любимейший на свете», «Спорт в нашем городе», «Защитники Отечества», «Сказки русского народа», «Дорогая моя столица».

    Вышеуказанные проекты включают различные виды деятельности и формы работы с использованием здоровьесберегающей среды. Это и спортивные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная оленегорская семья», акция «Наш участок краше всех», посвященная 65-летнему юбилею города; конкурс поделок из природного материала «Оленегорская осень»; пешие прогулки в городской краеведческий музей, парк горняков, русские народные подвижные игры, оздоровительные паузы, НОД по физическому развитию с использованием регионального и национального компонента.

    Реализованные проекты способствуют созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников, развитию у них патриотической гордости, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков. В этом учебном году в ходе реализации задачи по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства планируется реализация проектов «Родословная моей семьи», «От семьи до страны», «Этот день Победы».

    Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании, личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса по данному направлению определяют развивающую направленность деятельности по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности воспитанников к своей семье, малой родине и Отечеству с учетом требований ФГОС ДО и основного потребителя образовательных услуг – семьи.

Категория: Авторские статьи | Добавил: tana (29.10.2014)
Просмотров: 1368 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МБДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
Ресурсы