Пятница, 15.12.2017, 17:13
Наша жизнь
Родителям
Педагогам
Методика
Категории раздела
Авторские статьи [13]
Полезные материалы [19]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Полезные материалы

Главная » Статьи » Наши публикации » Полезные материалы

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГТ.

Одной из  ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является  развитие связной речи детей.

Каждый ребенок с первого года  жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной  реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи  является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим  социумом. 

Согласно  Федеральным государственным требованиям к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения  конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми  через решение следующих задач:

  • развитие  свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех  компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,  произносительной стороны речи;
  • связной речи - диалогической и монологической  форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое  овладение воспитанниками нормами речи.

Анализ уровня  речевого развития воспитанников нашего ДОУ сделал актуальным выбор задачи  систематизации   работы по формированию монологической речи воспитанников как одну из  основных в деятельности ДОУ. Для реализации данной задачи путём интегративного  подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его  индивидуальности мы создаем условия для целостного речевого развития  воспитанников, а именно:

  

  • развиваем речевые способности,  эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребёнка как основу  развития речи;
  • создаем условия экстраполяции практического  опыта коммуникации, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь;  
  • разрабатываем   цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы;
  • пополняем в группах центры коммуникации и  литературные центры;
  • внедряем новые формы работы с родителями по  речевому развитию дошкольников.

Работа по  развитию речи в ДОУ носит обучающий характер, проводится регулярно и в системе.  Реализуя задачи по развитию речи, педагоги учитывают возрастной и  индивидуальный подход, соблюдают преемственность между возрастными группами,  дошкольным учреждением и школой.

Наиболее сенситивным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые  высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое  оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения,  формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют  предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают  использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки  монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Усилия по  развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм  деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций,  ситуаций общения, занятия. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание  картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью  является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и  обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание,  составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем  в  любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или  несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем   несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают  спонтанно, при этом педагоги  видят и  поддерживают  такие  ситуации. Стараются уловить смысл  высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и  своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

 

Основной же формой работы по  развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются  знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На  занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об  игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной  является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей  группы на занятиях педагоги активно используют различные игровые методы и  приемы, дидактические упражнения:

 

При рассматривании картины  используем игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно  рассматривать его:

 «ОКОШКИ»
 Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками  разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
 1 вариант.  Одно окошко (любой формы).
 2 вариант. Число окошек  по количеству объектов.
 Ход игры

  • Кого (что) мы видим в окошках? 
  • Какая картина спряталась?

«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
 Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
 Ход игры
 Предложить рассмотреть картину  через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.
 Предложить найти объект по  описанию взрослого и ребенка.
 «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?»
 Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
 Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.
 Ход игры

  • Назови, кого ты видишь на картине.
  • По ходу называния объектов задаются уточняющие  вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и  т.п.)

 «ПОЧЕМУ?»  

  • Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить  предложения несложной конструкции.

 
«ЧТО  НУЖНО?»  

  • Цель: Развивать  инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.

В средней группе уже  используем символы, знаки для составления  графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей  последовательность рассказа.

Авансируя успех,  поощряем стремление и любую попытку ребенка  выразить свою мысль, тактично и доброжелательно исправляем допущенные  неточности.

В работе по  развитию речи младших дошкольников воспитатели активно используют методы и  приемы развивающего характера: интегративный метод,  информационно-коммуникативный метод,  проблемные ситуации, поисково-деятельностный  метод,  творческие задания.

В процессе работы по речевому  развитию младших дошкольников эффективно использование принципа  интеграции образовательных областей в  соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия  используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать  между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного  материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней  говорится.

         (У осы не усы, не усищи, а  усики).  

Интегрированное обучение способствует формированию у детей  целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности,  развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

 

При  использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается  уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют  представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.  Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все  для детского сада»,  сайт «Первое  сентября»,  http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти  иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в  основном  предназначены  для увеличения словарного запаса детей; дидактические  игры и упражнения, конспекты занятий,   разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и  динамический (анимации, видеоматериалы).

 

В  целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагоги активно  используют метод проектов.

 

Творческой группой педагогов  групп младшего дошкольного возраста  был  разработан педагогический проект применения технологии сказкотерапии в развитии  речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития  устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предлагалось  рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной)  мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с  усложнениями.   В результате использования данной технологии  дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии  достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы:  музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические  эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в  настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В  гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию  устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту  взаимодействия со сверстниками.

Цель проекта

«Развитие речи младших дошкольников через театрально-игровую деятельность» -  развитие монологической речи в процессе театрально – игровой деятельности.

Задачи проекта: 

  • создать, теоретически обосновать и экспериментально  проверить возможность профилактики и развитие речи детей младшего дошкольного       возраста через театрально – игровую деятельность;
  • создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных       устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через       театральную деятельность и специально организованные речевые праздники –       конкурсы;
  • организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к  яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих       речевых дефектов через театральную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи,  как ведущего средства общения и познания;

Данный проект способствовал  повышению темпа развития речи воспитанников в целом, за счет включения детей  младшего дошкольного возраста в творческую деятельность, позитивному  взаимодействию детей в коллективе, речевому раскрепощению ребенка,  оказал целостное воздействие на речевую  систему.

 

Организованный  в ДОУ проект «Ребенок и книга» реализуется по 2 направлениям: повышение  эффективности работы по приобщению детей к книге; взаимодействие с семьей,  культурными и общественными организациями, способствующее воспитанию у детей  интереса к художественной литературе и развитию связной речи дошкольников. В рамках  проекта было проведено  анкетирование  родителей «Как вы развиваете речь ребенка?», «Книга в жизни Вашего ребенка»; оформлен  примерный список художественной литературы для домашнего чтения, летописи семьи  (первые высказывания ребенка), проведен устный журнал «Роль книги в развитии  связной речи дошкольников», развлечение «В гостях у старичка Речевичка»,  литературно-спортивный праздник, посещение городской детской библиотеки.

 

Большую роль в  формировании компонентов устной речи детей   играет приобщение их к художественной литературе. С этой целью в  учреждении проводятся «Книжкины недели». В эти дни наши воспитанники становятся  активными участниками праздника. Их ждут интересные и увлекательные  мероприятия: театрализованные представления, сказочные шоу, весёлые встречи со  сказочными героями.

 

В группах  проводятся тематические выставки «Творчество писателей – детям», «Сказки в  гостях у дошколят», тематические беседы и интегрированные занятия по сказкам,  малым фольклорным формам, произведениям детских писателей, конкурсы «Сочиняем  сказки сами», мини-проекты «Книги своими руками». Пополняются литературные  центры в соответствии с тематикой недели и возрастом детей. В рамках «Книжкиной  недели» проводится акция  «Подари книгу  детскому саду». Обычно почти каждый воспитанник приносит в подарок детскому  саду  книгу и детская библиотека групп пополняется  новыми книгами, произведениями русских и  зарубежных писателей и поэтов.

 

Завершают  «Книжкину неделю» литературно-музыкальные развлечения: «По следам  любимых книг»,  «Сказочная страна», кукольные спектакли  «Колобок на новый лад» и др., фоторепортажи о проведении творческих проектов,  выставки книг в литературных  уголках, тематические  занятия.

 

Важная  составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание  предметно-развивающей речевой среды. Педагоги проводят работу  по созданию условий для речевого развития  детей в соответствии с рекомендациями реализуемой в учреждении программы  дошкольного образования. Благодаря творческому подходу в группах появились  грамотно оформленные речевые центры с многофункциональными пособиями для  развития речи: чудо-деревья,   дидактические домики, речевой аквариум, пособия «В мире слов», «Учимся  говорить правильно»; копилки слов, картотеки загадок, скороговорок,  чистоговорок, потешек, комплексы артикуляционных и пальчиковых игр и  упражнений  и др.

 

Родители – активные участники  мероприятий по речевому развитию воспитанников, проводимых в ДОУ. Это открытые  занятия, выставки «Моя любимая книга», конкурсы литературно-художественного  творчества на различную тематику, и другие. Привлекают внимание родителей и  вызывают большой интерес информационные буклеты, задания, выполняя которые они  видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают. Педагоги  практикуют и такую форму работы с родителями, как совместное сочинение  рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Значительное внимание  уделяется консультативно-просветительской работе с семьями. Примером  эффективного взаимодействия педагогов и родителей являются следующие  мероприятия: 

 

  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов  и практикумов «Как выполнять артикуляционную  гимнастику дома», «Сложные слова: как научить ребенка произносить их»; 
  • оформление информационных бюллетеней  «Артикуляционная гимнастика как способ преодоления нарушений  звукопроизношения», «Речь и психологическое здоровье детей»; 
  • оформление тематических выставок: «Учимся  правильно дышать» - выставка дидактического материала; «Почитай мне, мама» -  выставка художественной литературы для детей и дидактического материала; 
  • просмотр видеозаписей разнообразных форм работы  по развитию речи  «Система  артикуляционных и основных дыхательных упражнений», «Пальчиковые игры и  упражнения для развития речи», «Использование малых фольклорных форм в развитии  устной речи дошкольников», «Уровень развития связной речи детей 3-5 лет» -  консультация с показом видеозаписи занятия; 
  • участие родителей в педагогических советах:  «Совместная деятельность  детского сада и  семьи для успешного речевого развития ребенка», «Формирование монологической  речи дошкольников как средство активизации их речевой деятельности»; 
  • проведение родительских собраний  «Речедвигательные игры в развитии монологической речи дошкольников»,  «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»; 
  • проведение Дня открытых дверей: занятия по  образовательным областям «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»; 
  • проведение деловой игры для родителей «Влияние  уровня развития речи ребенка на его мышление»; 
  • реализация проектов «Ребенок и книга» и других.

Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в ДОУ для  речевого развития детей, способствуют   успешному формированию устной речи воспитанников. Однако, увеличение  числа воспитанников с речевыми нарушениями, требует приложить совместные  усилия  педагогов и родителей в работе по  развитию речи воспитанников уже с младшего дошкольного возраста

Категория: Полезные материалы | Добавил: russ (19.12.2011)
Просмотров: 16985 | Комментарии: 5 | Теги: Развитие связно речи, речевое развитие | Рейтинг: 2.1/7
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо большое! Очень познавательно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
 
Образовательные ресурсы