Четверг, 06.08.2020, 10:36

Наша жизнь
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Авторские статьи

Главная » Статьи » Наши публикации » Авторские статьи

Комплексный подход в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения и речи

Елена Васильевна Макарова

воспитатель

    Одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения - коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками с нарушением зрения и речи, основанная на тесном сотрудничестве воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, тифлопедагогов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

    Такое взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

    Взаимодействие педагогов нашего ДОУ основывается на следующих принципах:

1 Принцип единства диагностики и коррекции развития позволяющий избежать гипердиагностики и, опираясь на данные комплексного обследования (медицинского, психолого-педагогического, тифлопедагогического, логопедического, физического и музыкального развития), учитывать уровень возможностей каждого ребёнка, уровень социальных условий. А также грамотно, продуктивно строить коррекционно-развивающий процесс в условиях нашего ДОУ и семьи, прогнозировать развитие и предупреждать возможные негативные проявления).

2 Учёт общепринятых возрастных тенденций развития ребёнка и его особенностей (отклонений от возрастной нормы в развитии). Этот принцип позволяет не упустить ни одного этапа в формировании и развитии психофизических процессов.

3 Учёт возрастных особенностей и особенностей структуры нарушений (отклонений). Этот принцип позволяет осуществлять раннее (своевременное) начало коррекционно-развивающего процесса и обуславливает регулирование темпа развития и темпа преодоления отклонений с учётом зоны ближайшего развития.

4 Принцип деятельного подхода в развитии психических процессов и личности ребёнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов деятельности детей (предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).

    Нарушения зрения и речи у детей нашего учреждения весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. В связи с этим особую важность приобретает современная диагностика, которая является приоритетным направлением работы, а также начальным этапом реализации коррекционной программы. На основе диагностических исследований составляем направления коррекционной работы и составляем планы взаимодействия педагогов.

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведётся по следующим направлениям:

• психолого-педагогическое,

• медицинское,

• физическое,

• тифлопедагогическое,

• логопедическое,

• музыкальное. Каждое направление включает в себя следующие БЛОКИ:

Диагностический блок

1. Обследование детей включает в себя:

• обследование соматического состояния (с изучением анамнестических данных); • психолого-педагогическое;

• тифлопедагогическое;

• логопедическое;

• обследование физического развития;

• обследование музыкальных способностей.

2. Анализ результатов обследования специалистами и педагогами ДОУ.

3. Обсуждение результатов обследования на заседании ПМПк(онсилиума) коллегиально.

4. Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования (индивидуально).

Профилактический блок

1. Просвещение родителей, воспитателей и специалистов:

• организация семинаров – практикумов,

• групповые и индивидуальные консультации,

• родительские собрания,

• коррекционные советы,

• педагогические советы и совещания,

• помещение информации в родительских уголках на группах, стендах специалистов.

2. Организация занятий воспитателями с детьми с учётом рекомендаций специалистов, тренинги с детьми.

Коррекционно-развивающий блок

1. Организация индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий специалистами ДОУ с детьми, имеющими особенности в развитии.

2. Организация комплексных занятий специалистами ДОУ в группах комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Организация работы воспитателей по индивидуальным коррекционно-развивающим, абилитационным планам и программам (совместно со специалистами ДОУ) в группах.

3. Направление детей к узким специалистам детской поликлиники г. Оленегорска (по необходимости).

4. Направление детей на МПМПК (по необходимости).

5. Организация интерактивных занятий.

6. Консультирование по проблемам.

7. Организация развивающей среды в группах, музыкальном и физкультурном залах, кабинетах специалистов.

8. Организация и работа в коррекционно-развивающих уголках групп. Коррекционную работу осуществляем в следующих видах деятельности: - специальные коррекционные занятия, - организация коррекционных упражнений в различных видах деятельности.

    В практике работы ДОУ – проведение комплексных и интегрированных занятий. Занятия проводятся в игровой форме по планам, составленным специалистами и воспитателями для работы с детьми, имеющими патологии зрения и речи.

    Группы формируются как по возрастным показателям, так и по характеру нарушений в развитии. В группе одновременно могут заниматься от 3 до 5 детей. Занятия проводят несколько специалистов одновременно. При этом каждый проводит свою часть занятия, остальные выполняют роль «кураторов» (помогают детям выполнять задания).

    Продолжительность занятия зависит от возраста детей и их психофизиологических возможностей. Такие занятия проводятся с детьми с 3 до 5 лет 1 раз в неделю; от 5 до 7 лет – 1 раз в месяц.

    Коррекционная работа с детьми прослеживается во всех видах деятельности и отражается в «Тетрадях взаимосвязи», в которых учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог) указывает диагнозы детей и дает рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками.

    В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитываем основные дефектологические принципы:

*коррекционной направленности;

*индивидуального и дифференцированного подхода;

*комплексного учета генетических, психолого-педагогических и физиологических особенностей;

*ценности образования.

Основными направлениями взаимодействия педагогов являются:

• Организационно - педагогические мероприятия (комплектование групп компенсирующей и комбинированной направленности, логопедического пункта, обследование воспитанников, работа психолого-медико-педагогического консилиума, анкетирование педагогов и родителей воспитанников)

• Повышение профессиональной компетентности специалистов (коррекционные часы, методическое объединение учителей-логопедов и воспитателей логопедической группы, тренинги и консультации для педагогов, работа коррекционно-педагогического совета)

• Повышение педагогической и коррекционной грамотности родителей (законных представителей) (родительские собрания, консультации, встречи в «Гостиной «Родничка», заседания клуба «И глаза Вам скажут «Спасибо», практикумы для родителей, устные журналы, информационные буклеты)

• Совместная коррекционно-педагогическая деятельность (День открытых дверей, неделя охраны зрения, декада инвалидов, взаимопосещения занятий, составление программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, выставки, конкурсы, мероприятия по укреплению здоровья детей)

• Аналитические мероприятия (диагностика, педагогический анализ). Остановимся подробнее на некоторых формах взаимодействия .

    Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создан в нашем учреждении для обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

    Коррекционно-педагогический совет работает с целью обеспечения коррекционно–развивающей направленности в организации воспитательно-образовательной деятельности в учреждении.

    Главными задачами коррекционного совета являются:

- ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование коррекционно-педагогического процесса;

- повышение профессионального уровня знаний и практических умений педагогов по организации коррекционно-педагогической работы;

- ознакомление и внедрение в практическую деятельность педагогов коррекционных групп достижений в области офтальмологии, тифлопедагогики и логопедии, передового педагогического опыта работы с детьми, имеющими патологии зрения и речи;

- сотрудничество образовательного учреждения и семьи в оказании помощи ребенку с нарушением зрения.

    В состав коррекционно-педагогического совета входят:

• Заместитель заведующего по ВМР,  

• Воспитатели коррекционных групп,

• Врач-офтальмолог,

• Медсестра-ортоптистка,

• Педагог-психолог,

• Учитель-дефектолог (тифлопедагог),

• Учитель-логопед,

• Музыкальный руководитель,

• Инструктор по физической культуре,

• Член Совета ДОУ.

    Заседания коррекционного совета проводятся не реже одного раза в квартал в соответствии с планом. План деятельности коррекционно-педагогического совета включает мероприятия по совершенствованию коррекционной педагогической и психологической помощи детям с нарушением зрения и речи путем внедрения эффективных форм организации коррекционного процесса и привлечения инновационных коррекционно-педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГТ и запросами социума на современном этапе. На основе делового сотрудничества, позиции центрального положения семьи в реабилитационном процессе педагоги ведут консультативную работу с родителями воспитанников по вопросам психолого – педагогической диагностики и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Консультативная работа с родителями воспитанников проводится по необходимости или по желанию родителей несколькими специалистами одновременно. Например: педагог-психолог + тифлопедагог + инструктор по ф/к + родители; учитель-логопед + педагог-психолог + родители и т. д. Это позволяет активизировать родителей, просветить и привлечь их к процессу развития и воспитания их ребёнка, что значительно облегчает работу и в результате комплексного взаимодействия даёт быструю положительную динамику.

    Таким образом, работа в системе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность:

- избежать гипердиагностики;

- оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сокращая нагрузку на ребёнка за счёт использования одного и того же дидактического, текстового материала для решения разных задач;

- привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс;

- своевременно и комплексно оказывать помощь ребёнку и его семье на ранних этапах развития; - добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей;

- создать оптимальные условия для развития личности ребёнка. Комплексное воздействие на первичный дефект и вторичные отклонения приводят к хорошим результатам в повышении функциональной активности и чувствительности зрительной системы, возрастании зрительных функций, коррекции речевых патологий.

Категория: Авторские статьи | Добавил: tana (26.04.2016)
Просмотров: 1184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МБДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
Ресурсы