Понедельник, 21.09.2020, 22:00

Наша жизнь
Категории раздела
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям

Главная » Статьи » Консультации для родителей » Родителям

Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей


Самостоятельная изобразительная деятельность детей
– это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их  стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.

 

 КАК НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ?

 

Каждому родителю известно, с каким интересом, любовью относятся дети к рисованию и как рано пробуждается у них стремление у них к этому занятию.

Ученые установили , что дети еще в грудном возрасте различают все основные цвета и выбирают из них самые яркие. К полутора годам дети овладевают расположением коротких штрихов в разных местах листа, заполняя таким образом пустое пространство. Затем линии приобретают более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещивание.

В два года ребенку уже ясна связь между действием руки и тем, что карандаш оставляет следы на бумаге. В три года ребенок уже различает руг и овал. В этом же возрасте помимо образов, возникающих по ассоциации с определенной формой, возникают образы по соответствию с цветом.

Следующим этапом в развитии красочного рисунка является окраска его таким цветом, который нравится, но при этом малыш старается сделать его покрасивее. Ни в коем случае нельзя на данном этапе настаивать на соответствии цвета «жизненной» окраске предмета, высмеивая несуразность рисунка. Это смутит вашего малыша и отобьет у него охоту к рисованию; рисуя таким образом, он выражает свое отношение к предметам и явлениям, и это необходимо учитывать.

Кроме того, на данном этапе дети, рисуя какой-либо предмет, относятся безразлично к сходству изображения с изображаемым предметом. Такая особенность детской фантазии заключается в том, что ребенок часто видит в своем рисунке значительно больше того, что на самом деле в нем содержится. Ребенок не обладает устойчивой способностью к работе: он начинает рисовать одно, потом мысль его перескакивает на другое, и так он способен «из слона сделать бабочку».

И только со временем он понимает, что у него ничего не выходит, что, просто взяв в руки кисточку и карандаш, он не становится художником и чтобы стать им, он должен не спеша отрабатывать, ступень за ступенью науку рисования.

В детском саду, где малыш занимается с воспитателем на занятиях по рисованию, ему все объясняют, показывают, поправляют, если что-то не получается, но и дома малыш должен много и увлеченно рисовать. Однако необходимо напомнить родителям: они не должны забывать о том, что появление у ребенка увлечения рисованием будет зависеть от окружающей его обстановки – книжек с картинками, которые он может рассматривать, репродукций на стенах его комнаты. У детей лишенных такого окружения, навыки правильного и красивого рисования могут не появиться вообще или появляются позднее, чем у сверстников.

 

Какой должна быть бумага для рисования?

 

Бумага должна быть белой, плотной и слегка шероховатой, чтобы краски не скатывались с нее, а карандаш не скользил. Для работы с гуашью можно использовать цветную бумагу.

Приступая к рисованию, лист бумаги прикрепляют кнопками к мольберту или планшету.

 

С чего нужно начинать учить рисовать?
            

Учить рисовать нужно начинать с простейших предметов, постепенно, по мере приобретения навыков и опыта, переходя к рисованию более сложных предметов. Важно помнить, что для того чтобы изобразить какой-нибудь предмет, нужно как следует рассмотреть его со всех сторон, то есть спереди, сбоку и сверху – это называется «в трех измерениях. Расстояние до рассматриваемого предмета должно равняться его высоте, умноженной на три.

Внимание!

Рисунки нужно хранить в картонных папках, чтобы они не портились, не ссыхались, а работы, выполненные гуашью, не осыпались.

 

Как выбрать карандаш для рисования?

 

Буква «Т» указывает НАТО, что карандаш твердый, а буква «М» - что карандаш мягкий. Цифра, стоящая перед этими буквами, показывает степень твердости или мягкости. Карандаш должен быть хорошо заточен. При этом необходимо помнить, что если простые карандаши прочные, то цветные – очень хрупки, поэтому заточенный грифель в цветных карандашах не должен слишком выступать из деревянной основы. Затачивать грифель нужно виде конуса. Держать его нужно свободно, а не зажимать в кулак и не нажимать им изо всех сил на бумагу, а то обязательно ее порвешь. Нельзя держать карандаш у самого грифеля – рука будет закрывать рисунок и мешать его видеть.

Карандаш держат правой рукой между большим и средним пальцами, прижимая его сверху указательным на расстоянии не ближе 2-3 см от кончика карандаша.

Пальцы нужно держать слегка согнутыми. Свет должен падать на лист слева. Конец карандаша вовремя рисования должен находиться против правого плеча.

Внимание!

В наборе цветных карандашей или красок, которые даются ребенку, должны быть все нужные ему тона. Часто родители дают ребенку только те цвета, которые, по их мнению, будут ему нужны. Из-за этого у детей теряется чувство цвета, потому нужно предоставлять им самим возможность выбора.

 

 

Какими красками лучше рисовать?

 

Конечно же, рисунки, раскрашенные красками, гораздо красивее. Но приступать к рисованию ими нужно уже после того, как ребенок освоил рисование карандашами. Ведь краски стереть нельзя.

Краски бывают акварельные и гуашевые.

Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, то есть такие, через которые всегда видно то, что ими закрашено. Ими лучше всего красить на белой бумаге, тогда рисунки получаются более яркими. Перед тем как начать красить, акварельные краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Для рисования лучше покупать набор красок из 12-16 цветов. Красить другим цветом по тому месту, где акварельная краска еще не просохла, нельзя, а то краски смешаются.

Гуашевые краски – плотные, непрозрачные, через них ничего не видно, они совершенно перекрывают то, на что положены. Этими красками можно красить по любой бумаге: цветной, оберточной, газетной, по картону – все равно под краской бумага не будет видна. Чтобы получить более светлый тон при рисованию гуашью, нужно добавить в краску белила. При рисовании гуашевыми красками нужно помнить, что при высыхании эти краски светлеют. Кисть нужно хорошо промыть перед тем как макнуть ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость.

Внимание!


При рисовании красками важно использовать палитру. Палитра – это пластмассовая дощечка, на которой смешивают краски. Можно вместо палитры использовать чайное блюдечко или просто белый плотный лист бумаги или картона. Нужно также белая тряпочка – ею снимают лишнюю воду с кисточки и протирают кисточку после мытья.

 

Ц В Е Т О В И Д Е Н И Е

 

В природе есть всего три основных(чистых) цвета, остальные цвета называются производными, или составными. Цветовидение должен знать каждый художник, иначе он не сможет написать хорошую картину.

Основные цвета:

КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ.

Смешивая основные цвета можно получить составны. Составных цветов очень много:

КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ

СИНИЙ+ЖЕЛТЫЙ=ЗЕЛЕНЫЙ

СИНИЙ+ КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, т.е. из красного получиться бледно-красный, или розовый, и т.д. Чем  больше воды добавит в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.

Получить различные оттенки можно и другим путем – добавляя в краски белила (то есть белую краску).

Цвета бывают:

 

           

ТЕПЛЫЕ

ХОЛОДНЫЕ

Красный

Оранжевый

Желтый

Коричневый

Песочный

Теплые цвета называются так потому, что напоминают цвет огня

 

Синий

Голубой

Фиолетовый

Бирюзовый

Сиреневый

Холодные тона ассоциируются со льдом и водой.

 

            

Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут выражать радость, печаль, тревогу:

                                         

ЦВЕТ

ЗНАЧЕНИЕ

Красный

Цвет радости и победы

Оранжевый

Согревает и бодрит

Желтый

Цвет хорошего и веселого настроения

Голубой

Ассоциируется с прозрачной водой, небом

Белый

Символ чистоты

Зеленый

Действует успокаивающе, приятен для глаз

черный

Угнетает, если употребляется один. Но в соседстве с другими цветами подчеркивает их яркость.

 

Форма изображаемого предмета

 

                  Все предметы, которые мы рисуем, разные по форме, но условно эти формы можно разделить на пять видов. Это предметы, имеющие одинаковую форму и отличающиеся друг от друга только размерами (например, горошина маленькая, а мяч большой):

КРУГЛЫЕ (солнце, яблоко, мяч, часы и пр.);

КВАДРАТНЫЕ (телевизор, коробка,  стул, дом и пр.);

ОВАЛЬНЫЕ (огурец, лодка, слива, и пр.);

ТРЕУГОЛЬНЫЕ (ель, морковь, ракета, и пр.);

ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ (пенал, шкаф, книга и пр.)

 

 

Правила рисования карандашом

 

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

               2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести линию нужно для того чтобы видеть как рисуешь, тогда получится прямая линия.

               3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

               4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

               5. Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.

               6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

               7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

               8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

               9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

               10. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

 

ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА… И НЕ ТОЛЬКО!

 

Пластилин

Учить ребенка лепить из пластилина можно начинать с 1,5-2 лет. И первое, что нужно сделать, это устроить яркую «презентацию». Можно «изваять» зайца или медведя или изобразить что-нибудь попроще: змею(длиннющая колбаска), самолет(две колбаски, крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтоб ребенок осознал всю значимость подарка.

               Что будет дальше? Скорее всего, малыш начнет отрывать маленькие кусочки пластилина и куда-нибудь их налеплять. Занятие это исключительно полезное для развития мелкой моторики рук. А потому направьте эту деятельность в «мирное русло». Можно выдать ребенку кусочек цветного картона. Рано или поздно получиться пластилиновый «рельеф» – скорее всего абстрактный. Но в любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение ребенка, которое стоит сохранить и выставить на всеобщее обозрение. Похвалите ребенка, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там.

               Совершенно непригодна для маленьких детей одноразовая масса, которую лепят с использование специальных форм. Часто дорогой пластилин, не липнущий к рукам, оказывается годен лишь для того, скатать шарики. Даже слепить два «кругляшка» между собой оказывается невозможным – пластилин не только к рукам не липнет, но вообще ни к чему. Что касается пластилина, который продается, то как правило он высыхает при контакте с воздухом,

               

Х о р о ш и й   п л а с т и л и н     д о л ж е н :

               - легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки;

               - быстро согреваться в руках и становиться мягким;

               - не крошиться, но и не разламываться, не таять;

               - кататься между ладонями и на другой поверхности, не прилипая к ним;

               - с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

               - один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться в последствии;

               - легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

               - достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

               -  легко отмываться с рук прохладной водой.

               Приобретая пластилин в первый раз, купите самый маленький набор. Если повезет найти нечто вышеописанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости.

  

                    Соленое тесто

        

С самыми маленькими детьми хорошо начинать уроки юного скульптора с использования соленого теста. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный, экологически чистый и не аллергенный. А если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными!

         Для лепки нужно обзавестись:

- формочками и стаканчиками – для нарезания одинаковых деталей. Не обязательно покупать специальные для теста – подойдут и обычные детские, из песочницы. Тесто можно нарезать и круглыми коробочками от пластилина, баночками от гуаши, обычными чайными блюдцами и стаканами;

- пластмассовыми или деревянными ножиками. Хороши для разрезания материала и для украшения изделий. Должны быть небольшими, чтобы ребенку было удобно взять их в руку. В меру острыми, чтобы отрезать кусок пластилина, но не пораниться. Этот же ножик может пригодиться вам, когда придет время отскребать пластилин от пола, двери, стен, мебели…

 

Природный материал

        

Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с природой родного края, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирует первые трудовые навыки. Встречи с природой расширят представления малыша об окружающем мире, научат его  внимательнее вглядываться в различные явления природы.

         Что касается ручного труда, то он способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности.

         Кроме того, не стоит забывать о том, что поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность малыша. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 

 

Категория: Родителям | Добавил: Eudaimonia (17.12.2012)
Просмотров: 4065 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МБДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
Ресурсы