Четверг, 01.10.2020, 22:46

Наша жизнь
Категории раздела
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям

Главная » Статьи » Консультации для родителей » Родителям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Для правильного воспитания родителям полезно знать существующие формы наказаний и особенности воздействие их на ребенка.
• К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.
Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение — способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.
• Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
• Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и очень короткое время. Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.
• Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то — прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием — «нельзя! Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие — нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.
• Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.
Применяя наказание, необходимо помнить:
• Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте.
• За один раз — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
• Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
• Наказан — прощен. Инцидент исчерпан.
• Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
• Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Ответственность за совершение насилия в отношении ребенка
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Данный документ дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
• признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
• защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
• защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
• меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает:
• ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106—136);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150—157)
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
• право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
• меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
• немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает и предусматривает:
• право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);
• административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).
Дорогие, родители, любите своих детей, уважайте их права и помните, что «безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Р.Даль).

Фадеева Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием МаГУ. Область научных интересов: Социализация и социальное воспитание детей дошкольного возраста.
Категория: Родителям | Добавил: ДЕЮ (28.02.2013)
Просмотров: 2116 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МБДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
Ресурсы