Вторник, 17.10.2017, 18:03
Сведения об образовательной организации
Наша жизнь
Родителям
Педагогам
Методика
Категории раздела
Авторские разработки [30]
Презентации [2]
Познавательное развитие [5]
Физическое развитие [2]
Художественно-эстетическое развитие [3]
Социально-коммуникативное развитие [0]
Речевое развитие [3]
Коррекционная работа [1]
Сенсорное развитие [2]
Делайте с нами [4]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши разработки

Главная » Файлы » Познавательное развитие

Эхо памяти
18.12.2014, 00:35

Колыжева Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

Конспект интегрированного занятия

с элементами художественной литературы, изобразительной, театрализованной и продуктивной деятельности в подготовительной группе «ЭХО ПАМЯТИ »

Цель занятия:

Сформировать у детей представление о Великой Отечественной войне посредством интеграции различных видов деятельности.

Задачи: 

Вызвать эмоциональный отклик детей на музыку патриотического содержания

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к исторически-военному прошлому Заполярья

Развивать познавательный интерес к культуре родного края

Развивать художественный вкус посредством элементов моделирования и конструирования.

Предварительная работа:

  • Посещение Краеведческого музея
  • Просмотр презентации « Мурманские композиторы и художники о Великой Отечественной войне»
  • Художественные и тематические выставки в изобразительной галерее детского сада
  • Тематические занятия и беседы о героях-земляках
  • Выставка детской художественной литературы
  • Конкурс чтецов «Поклонимся великим тем годам»
  • Встреча с ветеранами войны
  • Изготовление основы сувениров голубей из папье-маше, объёмных заготовок для цветов
  • Знакомство детей с творчеством поэтов, художников, композиторов, писавших о Заполярье в годы Великой отечественной войны
  • Оформление книги-памяти
  • Разучивание песен, игр, танцев

Обогащение и активизация словаря: композитор, поэт, художник, Великая Отечественная война, граница, северный край, Заполярье, Кольский полуостров, вечный огонь, фашизм, памятник, музей, герой. .

Конспект занятия

Оформление зала: На центральной стене объемно-плоскостная композиция: цифра 70 в виде радуги из атласных лент, летящие голуби мира, внизу по центру декорация вечного огня. На широкоэкранном телевизоре заставка презентации «Эхо памяти».

Дети с воспитателем под песню «Встреча с севером», (Музыка В. Гостинского, слова М. Рейтмана. Слайд 1) входят в зал и проходят к стульчикам.

Музыкальный руководитель: Сегодня будет день воспоминаний, И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний, О подвиге и доблести отцов! Как вы уже поняли, ребята, занятие у нас сегодня будет необычное, нам предстоит вспомнить о героическом прошлом нашего края. Суровые скалы…Порывистый ветер… И холодом дышит в заливе вода. Но места теплее не знаю на свете, И отдано сердце ему навсегда. О каком крае эти стихи? Как он называется?

Дети: Эти стихи о нашем северном крае, который мы называем Заполярьем или Кольским полуостровом. (Слайд 2,3,4)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Мы с вами здесь родились и живём, Заполярье - это наша Родина! Давайте исполним песню о нашем северном крае.

Песня-инсценировка «Волшебный перестук» (Музыка Н. Степановой, слова Н. Васенцевой)

Музыкальный руководитель: Но не всегда здесь было так мирно и спокойно как сейчас. (Звучит метроном.)

Пускай назад история листает страницы легендарные свои.

И память, через годы, пролетая, ведет опять в походы и бои.

Ребёнок:

Грустные ивы склонились к пруду, месяц плыл над рекой,

Там, у границы, стоял на посту ночью боец молодой.

Черные тени в тумане росли, туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали — так началась та война!

(Звучит фонограмма взрывов. Слайд 5,6)

Музыкальный руководитель:

Небо пылало, горела земля,

Море штормило и выло,-

Так Заполярье накрыла война

Своим чёрным плащом фашизма!

Сражения с врагом происходили везде: и на море, и на земле, и в небе.

Инсценировка. (Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12) (Инсценировка озвучивается рокотом самолётов, разрывами снарядов, гудками катера, воем сирены.)

Дети размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).

Связист (надевает наушники):

Алло, Юпитер!? Я — Алмаз!

Почти совсем не слышу вас...

Мы всё же взяли высоту!

Не отдали её врагу!

Медсестра (перевязывает раненого):

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

что заживет наверняка!

Моряк (смотрит в бинокль):

На горизонте самолет,

по курсу — полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж!

Отставить! Истребитель наш!

Летчик над картой:

Пехота — здесь, и танки — тут.

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

противник не уйдет от нас.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

врага повсюду мы найдем!

Все вместе:

И нам не важно:

море, небо, земля, скала или овраг-

Наш Кольский край непобедимый,

не отдадим его врагам!

Участники инсценировки возвращаются на свои места. (Звучит фонограмма песни «Эхо войны», музыка и слова В. Токарева)

Музыкальный руководитель (обращает внимание на экран): Как хорошо, что наша память оживает и отзывается эхом в сердце каждого человека благодаря чудесным стихам, ярким картинам, выразительной музыке! Ребята, кто нам помогает увидеть и услышать войну такой? Люди каких профессий?

Ответы детей: Нам помогают в этом поэты, художники, композиторы.

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! Ребята, а как они это делают, с помощью чего?

Ответы детей: Поэты сочиняют интересные стихи, художники рисуют картины о войне, а композиторы пишут музыку.

Музыкальный руководитель: Ну, конечно! Картины и стихи помогают нам увидеть и услышать то страшное время, а музыка помогает почувствовать сердцем. Как вы думаете, какие цвета использовали художники, чтобы изобразить войну? Почему? (Слайд 13)

Ответы детей: Художники использовали тёмные, мрачные цвета, потому, что война-это плохо; на войне убивают…

Музыкальный руководитель: А как вы опишите музыку, изображающую войну?

Ответы детей: Эта музыка громкая, тревожная, страшная, печальная, напоминающая плач и стон, бомбёжки.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, мы с вами составили вот эту книгу памяти (показывает), в которой много страниц. А оформить нам её помогли как раз поэты и художники нашего родного города. Сюда вошли так же и ваши рисунки, и поделки, в которых вы так точно и выразительно смогли изобразить войну. Эта книга теперь будет храниться в музее нашего детского сада.

Звучит музыка. На экране мелькают кадры военного времени…

Музыкальный руководитель:

Война, война, как грустно и как больно,

Забыть нельзя и помнить тяжело!

И только эхо, как в лесу когда-то,

Нам вторит бесконечно «Я живу»!

Музыкальный руководитель: Пока мы живём, мы будем помнить всех, кому пришлось жить и сражаться тогда, в то нелёгкое время. И на земле, и в море, и на небе шли бои. И, чтобы выполнять свой солдатский и человеческий долг люди разного возраста, в том числе и дети, учились ремеслу в самые кратчайшие сроки. Ребята, людей, каких военных профессий вы знаете?

Ответы детей: Лётчики, танкисты, артиллеристы, медсёстры, моряки.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Выбери нужное»

Дидактическая игра «Выбери нужное»

(Оборудование: 5 магнитных досок, магниты, журнальный столик, на котором находятся карточки с изображением атрибутики, принадлежащей одной из 5 профессий. Всего по 5 карточек на каждую профессию.

Для игры приглашаются 5 детей.)

Музыкальный руководитель: Ну, что ж, молодцы, с этим заданием вы справились!

А, теперь отгадайте загадку, без чего ни один солдат обойтись не сможет:

Если я пустой бываю, про тебя я забываю,

Но когда несу еду — мимо рта не пройду!

Ответы детей: Это ложка! (Слайд 14)

Музыкальный руководитель: Ну, конечно, и сейчас Антон прочтёт нам стихотворение «Про ложку», которое сочинил наш поэт-земляк Баёв Константин Иванович, погибший во время Великой Отечественной войны.

Стихотворение «Ложка»

Провожая в путь-дорожку, мать вложила в сумку мне:

- Вот, возьми, сыночек, ложку, пригодится на войне…

С боку звёзды, в центре птичка, лаком крытые края.

Сразу видно, что вещичка - раскрасавица моя.

В ней вкусна любая каша, и с огня солдатский борщ.

Эх, догадлива мамаша! Знала: губ не обожжёшь.

Много мне встречалось ложек всех фасонов и мастей.

Только эта – всех дороже, – память матери моей!

Музыкальный руководитель: Как вы знаете, ребята, ложкой можно есть, но мы используем её сейчас по другому. Кто из вас догадался, как?

Ответы детей: Мы на ложках сейчас сыграем!

Музыкальный руководитель: Во время войны бывали часы затишья, когда солдаты писали письма домой, пели песни, сочиняли стихи и играли на тех музыкальных инструментах, которые были под рукой. Например, ложки!

Ребёнок: Ложки в руки мы возьмём: «Барыню» заведём!

«Оркестр ложкарей» (Русская народная мелодия «Барыня»)

Музыкальный руководитель: Но, чаще всего под руку попадалась самая обыкновенная гармошка, ну, или балалайка, и… тут такое начиналось! (Слайд 15)

Ребёнок:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыку вдвойне!

«Фронтовые частушки» (Автор – фронтовик Аркадий Евсеев) (Дети встают парами: мальчик с девочкой, у девочек в руках трещотки, у мальчиков балалайки и гармошки.)

Веселей играй, двухрядка, заливайся соловьем!

Мы всех фашистов для порядка в Заполярье перебьем.

Глубоки у нас болота под брусничною листвой.

В них фашистская пехота утопает с головой.

Хороша у нас морошка – ягода болотная.

Перебьет врагу дорожку лента пулеметная.

Опускаются туманы и клубятся в сосенках.

Ловят фрицев партизаны на тропах и просеках.

Что-то грохнуло на сопке, воздух вздрогнул, загудел

- Это наш снаряд на тропку в гости к фрицам прилетел.

Встань, заря, над облаками, озаряй наш Кольский край,

Стой над нашими полками, сброд фашистский ослепляй!

Ночь короче – день длиннее, с каждой ночью, с каждым днем

Мы фашистов бьем сильнее, добиваем и добьем!

Музыкальный руководитель: Хочется вспомнить слова одного из героев фильма про войну: «Всё приходящее, а музыка вечна!» Именно музыка как эхо той мирной жизни, которую покинули солдаты, уходя на войну, всплывала в памяти и помогала выживать, вела за собой! И чем задорнее была музыка, тем сильнее духом креп боец. На нашем Северном флоте задорней танца, чем моряцкий, до сих пор нет. (Слайд 16)

«Танец моряков» (Музыка В. Дмитриева, слова Я. Полякова)

Музыкальный руководитель: Хорошо, ребята, что мы чтим и помним имена героев, не вернувшихся с той страшной войны, и тех, кто, к счастью, остался жив. Но, сколько людей погибло, в том числе женщин, детей, стариков. Ребёнок: Не забывай кровавые закаты, когда в руинах был родимый край! И как на землю падали солдаты убитыми... Живой, не забывай! (Звучит метроном. Слайд 17)

Музыкальный руководитель:

На минуту встаньте, друзья мои,

В память всех не пришедших с войны,

И почтим их минутой молчания

Минутой скорби и тишины!

Минута молчания.

Музыкальный руководитель: Ребята, ответьте мне, как можно увековечить память о всех тех, кто погиб неизвестным в этой ужасной войне?

Ответы детей: Им можно поставить памятник! Можно открыть музей! (Слайд 18)

Музыкальный руководитель: В столице нашего Заполярья, в городе Мурманске уже открыт музей Славы, а на краю залива, в самом центре города возвышается огромный монумент - памятник неизвестному солдату. Как, и у каждого человека, у него есть имя – Алёша. (Слайд 19, 20,) (В записи звучит песня «Мурманскому Алёше» в исполнении хора ДМШ.)

А мурманские авторы: композитор Евгений Чугунов и поэт В. Алексеев написали песню, которую так и назвали «Мурманскому Алёше» У подножия памятнику и днём, и ночью, и зимой, и летом – всегда горит огонь. И, когда мы смотрим на этот вечный огонь, невольно в сердце каждого из нас эхом отзывается та боль, те страдания, которые пришлось пережить людям того времени. Возле памятника всегда много живых цветов, которые приносят люди в любое время года.

Ребёнок:

Отгремели бои, задохнулась война,

И в родном Заполярье давно тишина.

Только память жива, ей мы свято верны,

Никогда не забудем прошедшей войны.

Музыкальный руководитель: В нашем зале, ребята, есть свой макет вечного огня. Мы с вами изготовили элементы красивых красных цветов, которые осталось собрать и вплести в красивый венок, а потом возложить его к вечному огню. Ответьте мне, пожалуйста, что символизирует собой красный цвет?

Ответы детей: Цвет крови, цвет сердца, цвет огня, цвет флага.

Музыкальный руководитель: Да, это очень яркий цвет, его нельзя не заметить, нельзя пройти мимо. А ещё, мне кажется, это цвет нашей памяти, которая вновь и вновь возвращает нас в то время, не даёт забыть то, что забывать нельзя. Тихо звучит музыка, дети с воспитателем собирают цветы.

Готовый венок дети возлагают к вечному огню. (Слайд 21)

Ребёнок:

Нами твой подвиг, солдат, не забыт!

- Вечный огонь на могиле горит!

Звёзды салюта в небо летят,

Мы помним тебя, Неизвестный солдат!

Музыкальный руководитель:

Пусть будет мир на всей планете!

Пусть радостно смеются дети! (Слайд 22, 23, 24)

Дети берут муляжи белых голубей и выстраиваются полукругом возле центральной стены. Читают по очереди:

1.Солнце Родины любимой озаряет все вокруг!

2.И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук!

3.Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край!

4.Слово мира и привета всем народам передай!

5.Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись!

6.Пролетая в синей дали к обелиску опустись!

7.Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,

8.Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной! (Слайд 25, 26)

Музыкально-танцевальная композиция с голубями «Пусть споёт мне на прощанье вьюга» (Музыка В. Гостинского, слова А. Котова)

Презентация к конспекту

Категория: Познавательное развитие | Добавил: tana
Просмотров: 622 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
 
Образовательные ресурсы