Воскресенье, 17.12.2017, 03:06
Наша жизнь
Родителям
Педагогам
Методика
Категории раздела
Авторские разработки [30]
Презентации [2]
Познавательное развитие [5]
Физическое развитие [2]
Художественно-эстетическое развитие [3]
Социально-коммуникативное развитие [0]
Речевое развитие [3]
Коррекционная работа [1]
Сенсорное развитие [2]
Делайте с нами [4]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши разработки

Главная » Файлы » Авторские разработки

Конструирование как средство формирования грамматического строя речи
11.04.2016, 21:52

Елена Павловна Мошникова

воспитатель

    Одним из важных направлений речевого развития является формирование у дошкольников грамматического строя речи. Своевременное формирование грамматического строя речи - важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого, так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

    Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, то недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности. Это обуславливает актуальность проблемы развития грамматического строя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР.

    Целью моей работы является изучение особенностей грамматического строя речи дошкольников с тяжелым нарушением речи, а затем в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием упражнений и игр формировать и развивать их речь.

    Одним из средств формирования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи является конструирование. Термин «конструирование» (от латинского слова constructio - построение) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

    Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

    Основная задача логопедической работы – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

    Конструирование или элементы конструирования могут быть использованы в самых различных направления коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей.

    Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции. «Положи синий кубик на красный, жёлтый поставь между зелёным и синим, а белый положи справа от зелёного».

    Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок. После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.

    Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация, и др. При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек.

    Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету. Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для их развития и логопед, и воспитатель могут использовать многоступенчатую инструкцию: «Саша, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а жёлтый кирпичик отдай Даше».

    В процессе конструктивной деятельности совершенствуются умения, навыки, умственное и эстетическое развитие ребенка. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет представления об окружающем мире. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Смотреть презентацию

Категория: Авторские разработки | Добавил: tana
Просмотров: 461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
 
Образовательные ресурсы