Понедельник, 21.09.2020, 22:23

Наша жизнь
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши разработки

Главная » Файлы » Авторские разработки

Инновационные подходы к организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
04.10.2012, 22:34

В настоящее время образование в целом находится на новом этапе развития. Большие перемены в нашей стране ставят и дошкольные образовательные учреждения перед множеством сложных проблем:

  • обеспечение современного качества дошкольного образования;
  • повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.
Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обоснования с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в образовании.

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей разной степени преодолимых. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для инноваций, слабые материальное и моральное стимулирования, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются позитивные факторы. Для воспитателя – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных инновационных технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации.

 

Принципиально новый подход к образованию мы нашли у В.Ф.Базарного, который разработал методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ребенка. Прекрасный врач, музыкант и педагог-новатор, за годы работы он подарил зрение более чем шести тысячам юных пациентов. Однако, осознав, что причины большинства отклонений кроются в системе воспитания и обучения, он начал разрабатывать новое направление в науке – здоровьеразвивающую педагогику.

Чем же отличаются воспитание и обучение, занятия  по методике В.Ф. Базарного  от обычных занятий ? Прежде всего, необычностью мебели и оформления помещения, а также "инвентарём”, который применяет педагог в процессе урока.

Во-первых, занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - конторки. Часть урока ребенок сидит за столом, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Для профилактики и лечения плоскостопия используются массажные коврики из жестких материалов, с пришитыми в несколько рядов пуговицами или бусинами.

 

Во-вторых, в процессе занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий и зрительно-вестибулярный тренажер «ЗЕВС», который вы могли увидеть в старшей и подготовительной группах. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 2-3 минут занятия.

В-третьих, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого воспитатели использует подвижные сенсорно-дидактические фиксаторы карточек с заданиями и возможными вариантами ответов, которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Я рассказала,  разумеется, не обо всех особенностях работы по системе В.Ф. Базарного. Но и перечисленного вполне достаточно, чтобы иметь представление о ней. Важная особенность технологий доктора Базарного, состоит в их общедоступности, поскольку их внедрение почти не требует дополнительных материально-финансовых затрат.

 

Наш опыт использования конторок доктора В.Ф. Базарного убеждает: в сотни раз легче предупредить нарушения осанки, за которой кроется патология позвоночника и внутренних органов, чем все попытки потом вылечить хотя бы один недуг.

 

 

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

 

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·      ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

 

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками с нарушениями зрения.

В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

 

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось  на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики. Что расширяет возможности детей с нарушением в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ.  Они сочетают
в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации -  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

 

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

 

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

 Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога - "он становится творцом, автором"; происходит его профессиональная и личностная самореализация, растёт уровень его компетентности.

 

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Категория: Авторские разработки | Добавил: Eudaimonia
Просмотров: 3010 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МБДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
Ресурсы