Пятница, 15.12.2017, 16:58
Наша жизнь
Родителям
Педагогам
Методика
Категории раздела
Авторские разработки [30]
Презентации [2]
Познавательное развитие [5]
Физическое развитие [2]
Художественно-эстетическое развитие [3]
Социально-коммуникативное развитие [0]
Речевое развитие [3]
Коррекционная работа [1]
Сенсорное развитие [2]
Делайте с нами [4]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши разработки

Главная » Файлы » Авторские разработки

Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста
[ Скачать с сервера (36.5Kb) ] 18.01.2012, 10:04
Основная  особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Эти  игры способствуют развитию, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения  играющих детей. Воспитатель но - образовательное значение дидактической игры не  выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия,  правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры  относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той  неигровой деятельности, которую они подготавливают. Они познавательной  деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.  Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей  задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру,  но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих  задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные  коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»). Уточнить представления о  столовой посуде («Кукла Катя обедает»), или одежде («Кукла Катя идет на  прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам,  расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать  глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»).  Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании,  реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача,  которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые  действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет  знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не  сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в  дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик  определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение  игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить  по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более  выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями  и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным,  запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит,  дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной  форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством  активной интересной для них деятельности - отличительная особенность  дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемы через  представления( не обучающая задача как это бывает на занятиях), а игровые  действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой  задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

В последнее время поиски ученых (З.М.  Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в  направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта,  которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов,  переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх  часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью  выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры  развивающими, а не традиционно - дидактическими.

В  дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры  с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень  разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В  качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы  (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства  и др.). Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с  предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные  задачи: расширять и уточнять знания детей. Развивать мыслительные операции анализ,  синтез, сравнение, различение, обобщение,  развитию логического мышления,  сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку  из   отдельных частей,  ребенок должен  догадаться, что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком. А кончик пушистого  хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей.  Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления,  работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых  ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей,  которые надо сложить. В настоящее время популярны пазы, где картинки разного  содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на  множество частей,  классификация.  Совершенствовать речь умения называть  предметы, действия с ними, их качества, назначение. Описывать предметы,  составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи.  Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же  игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитатель но -  образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный  мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные  признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие  дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать  предметы по заданным признакам.

Среди  игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и  игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные  роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре  «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых  ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»). О литературных  произведениях («Путешествие в страну сказок»). О нормах поведения («Что такое  хорошо и что такое плохо»).  Для малышей  используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с  горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами,  башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке,  настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к  школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно  пальцев рук, четкий зрительный контроль над этими  движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В  таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость,  сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по  содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять  представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать  мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают  игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.  Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества  картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее  задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из  которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам  целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от  друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото  ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения  на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото»,  «Цветут  цветы», «Мы считаем», «Сказки» и  др.

В домино принцип парности реализуется через  подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области  действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои  мультфильмов» и др.

Для детей старшего дошкольного возраста,  используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена  какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой  ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и  передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение  предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры,  устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых  изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры  способствуют развитию речи ребенка.


Категория: Авторские разработки | Добавил: russ | Теги: Кутихина Т.В., Дидактические игры
Просмотров: 10049 | Загрузок: 916 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
1  
А в Интернете есть курсовая по педагогике под названием "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста" от 2008 года...Слово в слово оттуда взято.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
 
Образовательные ресурсы