Вторник, 17.10.2017, 17:51
Сведения об образовательной организации
Наша жизнь
Родителям
Педагогам
Методика
Категории раздела
Поздравляем [35]
Новости образования [12]
У нас в саду [130]
Новости сайта [8]
Конкурсы и победители [44]
Внимание! [16]
Приглашаем к обсуждению [8]
Городские мероприятия [11]
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Составление творческих рассказов и сказок в старшем дошкольном возрасте

муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  №2  «Солнышко» комбинированного вида»

 

«Составление  творческих рассказов и сказок  в старшем дошкольном возрасте»

                                               составила: 

воспитатель

2-й   кв. категории

Коковина Л.Б.

 

 г.Оленегорск,  2013г

 

 

«Уметь общаться – в счастье купаться».

народная мудрость.

 

  

Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся  компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.

        Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу  с самого раннего возраста, когда у детей  еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.

Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

 Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

1.            детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

2.            юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

3.            зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:

1.   Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2.   Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3.   Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

 

В своей  работе  определила главную цель – развитие   связной  монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:

·       Обогащение словаря.

·       Формирование умения составлять текст по сюжетным  картинкам  (по рисунку).

·        Умение ребенка  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты

·       Формирование умения грамматическому и фонетическому  построению фраз.

·       Обучение  активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,

·       Составление рассказов из личного опыта.

·       Повышение уровня эмоционального развития.

·       Воспитание  интереса к детскому творчеству.

Для  обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.

Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:

- Почему дед попросил испечь бабку колобок?

- Он работал в огороде, устал, захотел есть.

- Как бабка пекла колобка?

- Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.

- Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?

- Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он  захотел найти  себе друзей

- Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?

- цветочки растут, грибы, бабочки летают …

- Грустного,  Зайчик гулял в лесу и заблудился.

- Как же помочь зайке?

- Колобок  покатился  дальше и показал зайчику  дорожку к дому.

    Последующие занятия  позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров  помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения  со взрослыми и сверстниками, проявлять умение  слушать и понимать  обращенную  к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

    Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать  сказку (рассказ)

   В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты

(Вопросы?).

     Во время обучения умению составлять  простейшие, по смысловой нагрузке  и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому  построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов).   Учила  правильно строить  композицию  сюжета,  (оформлению их содержания), зачин  (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это  способствовало  овладению  связной  монологической  речью детей, что имеет первостепенное значение  для полноценной  подготовки  ребенка к  обучению  в школе.

 

Умение ребенка  связывать в единую  сюжетную линию  случайно выбранные объекты. Обучение  активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)

Если возникали  трудности,  помогала  ребенку, используя цепочку вопросов.

 

Примерная цепочка вопросов  для детей 3-4 лет

  - Жил-был   (кто?)

  - Как его звали?

  - С кем он дружил?

  - Пришел кто?

  Примерная  цепочка  вопросов  5-7лет

  - Жил – был (кто?)

  - Какой он  был? 

  - Что умел делать?

  - Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)

  - Встретил  (кого? Что?)

  - Кто у него друг?

  - Как он мог помочь другу?

  - Что стало с друзьями?

 

 При всем многообразии принципов  дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим   остается  принцип  наглядности.  (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)

 

Развитие речи детей  будет более эффективным, если  как можно больше   читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие  игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок

 

Грамматический строй  речи:

Синонимы

Цель: Объяснить детям что существуют  слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному

                   Маленький - крошечный

                   Зима - зимушка

Антонимы  и противоположные слова.

                      Большой – маленький

                      Веселый – грустный

                       Высоко – низко

         

 

Игра: «Что делают предметы?»

 Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать  графические символы действий, согласование существительных с глаголом.

 

Игра:  «Времена года»

            Зима какая?   (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).

Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.

 

           

 

 Связная речь: 

 Игра:  «Найди по описанию»

Цел: формировать умение составлять  описательный рассказ.

Ход игры: ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.

 

Игра: «Веселые картинки» 

 Цель: Развивать воображение,  фантазию, творческие способности, учить детей  сочинять, пересказывать  сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.

 Ход игры: (картинки  выкладываются друг за другом  в бессмысленном  порядке  при составлении рассказа  содержание последующей  картинки нужно связать с предыдущей)

 

  Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.

С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись  таким  занятием, и результатом стало  создание  в группе  папки  «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).

     Надо отметить, что важной особенностью детского творчества  является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.   Я отмечала оригинальность и самобытность  работы  каждого ребёнка,  Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

     Чтобы дети  во время   придумывания  по рисунку  не теряли интерес  к сочинительству, я старалась  эмоционально  реагировать на  каждое предложение  и действие.  Если дети затруднялись, помогала  додумывать  окончание  истории.

Женя и Наташа  могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.

 Помогали мне  в этой работе  и родители,  дети составляли дома рассказ  или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали  с детьми.

 

Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.  

В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.

 

   

  Результаты диагностики  в конце старшей  группы  показали, что уровень развития   связной  монологической речи  значительно повысился.

 
СЛАБОВИДЯЩИМ
Заведующий МДОУ

Васильева Любовь Кондратьевна
 
Образовательные ресурсы